Предметом нашего обсуждения является весьма важный вопрос о том, как
написать и правильно оформить научную статью.
Прежде всего, начинающему автору необходимо осознать, что написание
статьи - нелегкий труд. С чего же надо начинать? Важными моментами, которые
могут составить план (схему) статьи, являются обоснование актуальности работы,
формулировка цели и предмета исследования и/или разработки (постановка
задачи), выбор методики проведения исследования (математического аппарата, техники
эксперимента, компьютерного моделирования и т.п.), описание процесса
исследования (хода эксперимента, разработки), анализ аналогичных работ,
обсуждение результатов исследования или разработки, формулировка выводов,
список цитируемой литературы.
Прежде всего, автору необходимо определить адресата своего сочинения.
Для кого и с какой целью пишется статья? От этого будет зависеть и название
статьи, и ее содержание.
Название
научной работы, ее цель и полученные результаты должны быть внутренне согласованы.
Удачным и точным считается такое название научной работы, из которого ясно
видна цель и полученные результаты. В названии должна быть четко сформулирована
собственно тема работы (о чем?). Желательно, чтобы это название не повторяло
названия уже существующих работ. Название научной работы должно быть конкретным
(не расплывчатым), но не слишком длинным.
При определении заглавия старайтесь избегать «громких» формулировок,
так как вряд ли обычная статья может претендовать на глобальное название. Заглавие
статьи может быть подано в виде вопроса. В целом этот прием достаточно удачен и
оправдан, однако, злоупотреблять им не стоит. Также необходимо избегать сложные
терминов и без надобности не использовать в названии статьи малознакомые
иностранные слова. Без сомнения, можно подобрать к ним имеющиеся в русском
языке удачные и краткие термины-аналоги, понятные гораздо более широкому кругу
читателей. Иначе, не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут
читать этот труд. Самое главное, что нужно помнить автору, по названию статьи
зачастую оценивается необходимость или бесполезность данной работы.
В качестве темы можно избрать какую-либо исследовательскую работу или
какое-нибудь приложение науки. Можно взять также какой-то общий принцип и проиллюстрировать
его примерами из разных научных областей. При этом материал должен быть строго
отобран.
Читателю надо обязательно
показать, какие объекты и почему были выбраны, и какие методы были использованы
для работы с ними. Основная задача автора - заинтересовать и увлечь читателя.
Именно поэтому далеко не все, что автор знает о предмете, должно попасть в
статью. Необходимо отобрать только то, из чего получится связное, доступное
читателю повествование. У некоторых
авторов статьи написаны так, что создается впечатление, будто они
изучили всю литературу по данной теме и пытаются вкратце ее изложить. Надо
помнить, что такой обзор вполне годится для учебника, но не годится для
статьи.
Статья должна иметь введение, читатель вводится в курс дела. Вступление
— это прежде всего обоснование темы. Почему автор взялся именно за эту тему,
для кого и почему она представляет интерес?
Поскольку в центре исследования всегда находится некая научная
проблема, необходимо объяснить, что именно явилось причиной написания данной
статьи: это может быть существование нерешённого вопроса или малоизученность
той или иной темы, недостоверность данных ввиду срока давности, несоответствия
в данных разных авторов, появление нового перспективного материала или
уникального образца, новый взгляд на имеющиеся данные или появившаяся новая
гипотеза и решение провести собственное исследование. При этом нужно убедить
читателя в актуальности поставленной задачи, в важности выбранной проблемы.
Во вводной части обязательны ссылки на предшественников. Ведь кто-то
эту тему уже тему разрабатывал. Изложите то, что уже известно. Бывает и так,
описывая ту или иную точку зрения, многие авторы приводят данные из литературы
весьма однобоко и некритически, сознательно или подсознательно игнорируя те
данные, которые не укладываются в их концепцию. Иногда приводят недостаточное
количество доводов. Важно помнить, что исследователю следует критически
оценивать все за и против, в статье надо показать как можно более полную
объективную картину. Если приводится выдержка из прочитанного текста точно, то
есть он цитируется, необходимо заключить эту выдержку в кавычки; если текст
пересказывается своими словами, кавычки не ставятся. При пересказе, изложении
текста необходимо следить за тем, чтобы не исказить мысль автора. Даже при
цитировании, если оно делается с купюрами (пропусками), можно изменить мысль
автора на противоположную. Любую ссылку на использованную работу, независимо
от того, цитируется она или пересказывается, нужно сопровождать точным
указанием ее источника. Не надо давать слишком много цитат или приводить
слишком длинные цитаты; текст, перегруженный ими, тяжело читается.
Многие авторы используют во введении суждения, почерпнутые из
каких-либо обзоров, не учитывая тот факт, что авторы обзоров могут ошибаться.
Поэтому все же лучше самим изучить факты, описанные в первоисточниках. Ссылки
при этом должны быть краткими и сделаны по существу вопроса. Желательно, чтобы
во введении статьи было больше своего мнения как к самим идеям, так и к
качеству работ первоисточников. Но при этом будьте осторожны с выводами:
избегайте их банальности и некорректности. Полезно указать, что именно не было
сделано в прошлых работах по данной тематике и какие пути представляются
наиболее перспективными. Введение к статье обязательно должно содержать хотя бы
намек на то, зачем, собственно, автор написал свою работу. Введение следует
завершить ясно сформулированной задачей работы.
Наиболее творческой и в то же
время сложной частью статьи является ее собственно исследовательская часть.
Одно дело - знать предмет исследования самому, другое - аргументировать, доказательно
донести это знание до читателя. Аргументы могут быть разными по
убедительности. Наиболее сильным является ссылка на твердо установленные факты.
Описание фактов работы, их статистика и классификационные схемы являются
конкретной основой доказательства. Очень сильными признаются ссылки на законы
данной науки, общеизвестные факты. В научной литературе принято в качестве
аргументов использовать ссылки на авторитетных ученых, на коллег, работающих в
данной области. Автору статьи необходимо отбирать и строить доказательство
своих положений, рекомендаций, советов и т.п. В этом и состоит творческий
характер предложенного рассуждения.
Если статья
носит методический характер, то в ней могут найти отражение вопросы, связанные
с передачей наиболее ценного и актуального опыта преподавания того или иного
предмета, экспериментальная работа и т.д. В статьях такого рода после
введения, в котором обозначена проблема в обучении, значимость ее решения,
существующие традиционные способы решения данной проблемы, идея нового способа
решения проблемы, цели эксперимента, методы и т.д., дается описание хода
экспериментальной деятельности, а также методических приемов, находок,
фрагментов урока (кратких конспектов) и т.д.
Поскольку зачастую основная задача методической статьи - поделиться
новыми идеями и опытом, то в статье обязательно должно найти свое отражение
описание результатов деятельности учеников, учителя, экспериментальной работы в
целом. При этом автор должен четко изложить, какая новая идея, технология,
способ, прием или оригинальный вариант апробации, доказательства им
предлагается.
Исследовательская часть для иллюстрации основной мысли может включать
схемы, таблицы, рисунки, иную визуальную систему. В этой части статьи в
качестве примера приводятся только собственные наблюдения и рекомендации,
полученные в ходе работы автора и имеющие отношение к поставленной задаче. К
таблицам, рисункам и другой фактографии необходимо дать комментарии.
Вполне закономерно включение детального разбора и анализ полученных
материалов и обнаруженных закономерностей, сопоставление своих результатов с
выводами других авторов. Можно также привести дополнительную аргументацию,
вспомогательные эмпирические соотношения и теоретические решения,
способствующие правильному восприятию полученных автором результатов. Для
убедительности можно использовать чужие рисунки, схемы и построения (со
ссылками на работы), если они помогают объяснить полученные результаты. Необходимо
обозначить направление будущей работы, выбранное автором для дальнейших
исследований.
Статья должна завершаться выводами, которые содержат четкие и краткие
формулировки. Так, например, в методической статье результатом может быть
влияние на качество преподавания предмета, возможность применения в других
областях знаний, влияние на личностное развитие и т.п. Если в статье приведено
три-четыре вывода, то этого уже вполне достаточно, и не стоит расширять список
выводов, которые только потеряют свою ценность от многословия.
Заканчивается статья списком использованной литературы. Библиография
или литературные ссылки имеют большое значение для подготовки статьи. Очень
важно использовать для ссылок современные публикации, полезно приводить ссылки
на статьи, опубликованные в том журнале, куда направлена статья. Неплохо
упомянуть иностранные статьи по близкой тематике. Известные и престижные журналы
в списке литературы всегда приветствуются.
И, наконец, необходимо отредактировать текст, оформить его по правилам
публикации.
Как видно, написание статьи - нелегкая задача, требующая времени,
значительных усилий и научной подготовки, так как предложенная новая информация
должна быть представлена в ее доказательной форме.
|